Рабочая программа по классическому массажу

«Центр современных оздоровительно-физкультурных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО УЦ «СОФТ»

Якушева А. Н.

_____________ 20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Гигиенические основы физической культуры»

Челябинск 2023

Пояснительная записка

 Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Гигиеническая гимнастика и массажа – это возвращение человеку здоровья, силы и красоты. Можно овладеть необходимыми каждому в повседневной оздоровительной практике приемами гигиенической гимнастики, массажа и самомассажа. «Гигиенические основы физической культуры» — удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении основных теоретических знаний о массаже как одной из важнейших здоровьесберегающих технологий и навыков в использовании различных видов, методик и техник массажа.

Данная программа обучения предназначена для тех, кто хочет проводить гигиеническую гимнастику и массаж для своих близких и друзей. Помимо приемов различных видов массажа и специальных разновидностей массажа обучающиеся изучают основы анатомии и физиологии, а также показания и противопоказания к применению того или иного вида массажа.

 Актуальность дополнительной образовательной общеразвивающей программы«Гигиенические основы физической культуры» определяется необходимостью профессионального самоопределения и формирования мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда, развития познавательных способностей и расширения кругозора, восстановления организма, комплексного и гармоничного развития физических возможностей, улучшения психоэмоционального состояния.

1 Общая характеристика образовательной программы

1. Нормативно-правовые основания разработки общеобразовательной программа «Гигиенические основы физической культуры» (далее – программа)

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

— Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013г. №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

1.2 Цель программы

Цель реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей и взрослых «Гигиенические основы физической культуры» — удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов граждан в получении основных теоретических знаний о массаже как одной из важнейших здоровьесберегающих технологий и навыков в использовании различных видов, методик и техник массажа для:

– укрепления собственного здоровья, поддержания физической активности и работоспособности;

– восстановления организма, комплексного и гармоничного развития физических возможностей, улучшения психоэмоционального состояния;

– развития познавательных способностей и расширения кругозора;

 – профессионального самоопределения и формирования мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда;

 – повышения потребительской грамотности на рынке косметических и медицинских услуг.

1.3. Планируемые результаты обучения

Совершенствуемые компетенции

Таблица 1 – Компетенции, формируемые при изучении дисциплины

Код компетенцииФормулировка компетенции[1]Знания, умения [2]
ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамУмения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
ОК 02Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельностиУмения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
ОК 03Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитиеУмения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
ОК 04Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентамиУмения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
ОК 08Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленностиУмения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии (специальности)
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения  
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
ЛР 13Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельностиДемонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 14Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельностиПроявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 15Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблемПроявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 16Владеющий новыми технологиями, понимающий рамки их применения и распространения, осуществляющий инновационную деятельностьВладеющий новыми технологиями, понимающий рамки их применения и распространения, осуществляющий инновационную деятельность
ЛР 17Проявляющий ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни, к культуре речи и культуре поведенияПроявляющий ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни, к культуре речи и культуре поведения
ЛР 18Готовность и способность проявлять универсальные умения и навыки при выполнении смежных видов профессиональной деятельностиГотовность и способность проявлять универсальные умения и навыки при выполнении смежных видов профессиональной деятельности

В результате изучения дисциплины обучающий должен

знать:

  • определения ключевых понятий и терминов;
  • особенности воздействия массажа на процессы, происходящие в организме человека;
  • общую характеристику основных приемов массажа и их физиологическое влияние на различные органы;
  • вспомогательные средства, используемые при массаже;
  • техники выполнения основных приемов гигиенической гимнастики имассажа;
  • наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении основных массажных приемов и способы их устранения;
  • показания и противопоказания к массажу; гигиенические нормы и требования к проведению сеанса массажа;

уметь:

  • правильно использовать различные приемы массажа при заболеваниях различных систем органов на основании консультации с врачом;
  • учитывать все рекомендации по применению массажных манипуляций на практике;
  • делать соответствующий массаж детям разного возраста, беременным женщинам и пожилым людям;
  •  выполнять приемы самомассажа и спортивного массажа;
  • квалифицированно проводить массаж, воздействующий на кровообращение и лимфатическую систему;

владеть:

  • представлениями о лечебных и профилактических целях проведения массажа;
  • системе органов и анатомическом строении тела человека (мышечной и сердечно-сосудистой системах, органах дыхания и пищеварения, опорно-двигательном аппарате);
  • заболеваниях органов и костей (рахите, остеопорозе, остеохондрозе);
  • требованиях, предъявляемых к профессиональным и личным качествам массажиста.

1.4 Категория слушателей Слушателями данной программы являются люди с 18 — 70 лет.

1.5 Организационно-педагогические условия реализации программы

 Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана и учебной программы курсов. Программа реализуется в очной форме. Срок реализации программы – 10 недель. Общая трудоемкость освоения общеобразовательной программы для детей и взрослых составляет 72 ак.ч. за весь период обучения.

Реализация общеобразовательной программы обеспечивается научно-педагогическим работником Якушевой А.Н.. Квалификация научно-педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237).

1.6 Учебный план

Наименование разделов и дисциплин  Трудоемкость, часВсего ауд. часовВ том числе
лекцияпрактика
Раздел 1. 1 Общие сведения о гигиенической гимнастике и массаже
1.1Правила и гигиенические основы массажа222
1.2Анатомо-физиологические основы массажа101010
Раздел 2. Методика проведения гигиенической гимнастики и массажа
Приемы гигиенической гимнастики и массажа
2.1Поглаживание  2
2.2Растирание  2
2.3Разминание  2
2.4Выжимание  2
2.5Ударные приемы  2
2.6Вибрационные приемы  2
Техника и методика массажа отдельных частей тела человека
3.1Массаж задней поверхности туловища  24
3.2Массаж нижних конечностей  24
3.3Массаж передней брюшной стенки  24
3.4Массаж грудной стенки  24
3.5Массаж верхних конечностей  24
3.6Массаж шейно-воротниковой зоны  24
3.7Самомассаж  24
4.Экзамен  24
Итого: 72 часа

1.7 Содержание учебного плана

Раздел 1. Общие сведения о гигиенической гимнастике и массаже

История возникновения и развития массажа. Понятие о массаже. Виды массажа и их разновидности. Понятие о реабилитации. Сочетание массажа с лечебной гимнастикой и физиотерапией. Значение массажа в лечении и профилактики.

Тема 1.1 Правила и гигиенические основы массажа

Требования, предъявляемые к массажисту. Подготовка к массажу.

Схема положений массируемого и показатели достаточного расслабления мышц. Требования к организации лечебного массажа. Правила построения процедуры и курса массажа. Массажные средства. Оборудование рабочего места и массажного кабинета. Нормы нагрузки массажиста. Учет и отчетность по массажу. Нормативные документы, регламентирующие работу массажиста.

Тема 1.2. Анатомия физиология человека.

Общие сведение о строении скелета, мышечная система человека.

Строения сердечно сосудистой системы, строения нервной системы, грудной, брюшной полости, кожи.

Раздел 2. Методика проведения гигиенической гимнастики и массажа

Тема 2.1. Поглаживание: разновидности данного приема, методические указания к его применению.

Практическая отработка навыка.

Тема 2.2. Растирание: воздействие на организм, методические указания к применению этого приема.

Практическая отработка навыка.

Тема 2.3. Разминание: разновидности приема, методические указания к применению.

Практическая отработка навыка.

Тема 2.4. Выжимание: воздействие на организм, методические указания к применению.

Практическая отработка приема.

Тема: 2.5. Ударные приемы: практическая отработка с   сопровождением методических указаний.

Тема 2.6. Вибрационные приемы: практическая отработка с методическими указаниями.

Тема 2.7. Использование массажных приемов в сочетания

Раздел 3. Техника и методика массажа отдельных частей тела человека

Тема 3.1 Массаж задней поверхности туловища.

Массаж спины: направление движений, особенности применения

массажа.

Массаж поясничной, крестцовой областей, особенности применения

движений.

Тема 3.2. Массаж нижних конечностей.

Ягодичная область — техника движений, практическая отработка навыка. Массаж бедра- техника движений, практическая отработка навыка. Массаж коленного сустава — техника движений, практическая отработка навыка. Массаж голени — техника движений, практическая отработка навыка. Массаж стоп — техника движений, практическая отработка навыка

Тема 3.3. Массаж передней брюшной стенки.

Массаж живота.

Тема 3.4. Массаж грудной клетки.

Направление массажных движений

Тема 3.5. Массаж верхних конечностей тела.

Массаж плечевого сустава.

Массаж предплечья.

Тема 3.6. Массаж шейно-воротниковой зоны.

Направления и правила движений.

Тема 3.7 Самомассаж.

Направления и правила движений

Аудиторные занятия для реализации ДОП могут проводиться в следующих формах;

  • лекция;
  • практическое занятие;
  • форма итоговой аттестации: дифференцированный зачет

В учебно-тематическом плане дополнительной общеобразовательной программы могут предусматриваться аудиторные занятия, которые могут проводиться по группам или индивидуально.

          3. Оценка качества освоения программы

Оценка качества освоения программы осуществляется преподавателем в виде экзаменационной работы.

Примерные вопросы к зачету

1 История развития массажа в России и за рубежом.

2 Классификация массажа.

3 Основные механизмы действия массажа на организм человека.

4 Воздействие массажа на кровеносную и лимфатическую систему.

5 Воздействие массажа на нервную систему.

6 Воздействие массажа на кожу и опорно-двигательный аппарат.

7 Воздействие массажа на сердечно-сосудистую систему.

8 Гигиенические требования к месту проведения массажа и оснащению массажного кабинета.

9 Гигиенические требования к массажисту и пациенту.

10 Правила проведения массажа.

11 Противопоказания к проведению массажа.

12 Положение массажиста и пациента во время проведения процедуры массажа.

13 Движения рук массажиста во время проведения процедуры массажа.

14 Укладки пациента во время проведения процедуры массажа.

15 Последовательность приемов классического массажа.

16 Последовательность проведения общего массажа.

17 Поглаживание. Физиологическое действие на организм человека, приемы поглаживания.

18 Выжимание. Физиологическое действие на организм человека, приемы выжимания.

19 Разминание. Физиологическое действие на организм человека, приемы разминания.

20 Сотрясающие приемы, их физиологическое действие на организм человека.

21 Растирание. Физиологическое действие на организм человека, приемы растирания. Растирание отдельных участков тела.

22 Вибрация. Физиологическое действие на организм человека.

23 Ударные приемы. Физиологическое действие на организм человека. Особенности проведения ударных приемов.

24 Движения. Физиологическое действие на организм человека. Особенности проведения на различных суставах.

  • УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дополнительной общеобразовательной программы для детей и взрослых «Гигиенические основы физической культуры» программы предполагает наличие учебной комнаты для проведения теоретических занятий, а также кабинетов доклинической отработки практических навыков ухода за пациентами.

Оборудование учебного кабинета для лекционных занятий:

  • столы,
  • стулья для преподавателя и студентов,
  • шкафы для хранения наглядных пособий,
  • учебно-методической документации,
  • компьютер персональный,
  • мультимедийное обеспечение (проектор, проекционный экран).

Оборудование кабинета массажа для практических занятий:

  • Материальное обеспечение:
  • стол компьютерный — 1 шт;
  • муляжи анатомические — 1 шт;
  • компьютер персональный — 1 шт;
  • телевизор — 1 шт;
  • пульт от телевизора — 1 шт;
  • стол письменный — 2 шт;
  • скамейка — 6 шт;
  • шкаф для переодевания — 9 шт;
  • стул — 12 шт;
  • стол-кушетка для массажа — 6 шт;
  • плакаты и барельефы анатомические — 28 шт.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест должно соответствовать количеству и содержанию практических занятий по модулю на каждого студента, но не менее чем 4 рабочих мест на 8 студентов.

2.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бирюков А.А.     Лечебный массаж: учебник   М.: Академия, 2013
  2. Бирюков А.А.     Спортивный массаж: учебник        М.: Академия, 2013
  3. Васичкин В.И.     Все про массаж   М.: АСТ ; СПб.: Полигон: , 2014
  4. Васичкин В.И.     Сегментарный массаж Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Дополнительные источники:

  • Дубровский В.И. Лечебный массаж: учебник для вузов      М.: МЕДпресс-информ, 2009
  • Епифанов В.А.    Лечебная физическая культура и массаж: учебник для мед. училищ и колледжей    М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014
  • Еремушкин М.А. Массаж от классики до экзотики: полная энциклопедия систем, видов, техник, методик      М.: Эксмо, 2012
  • Погосян М.М.     Массаж: монография   М.: Сов. спорт, 2009
  • Фокин В.Н. Классический массаж: самоучитель        М.: Фаир, 2010
  • Фокин В.Н. Основы китайского точечного массажа: учеб. — метод. пособие М.: Фаир, 2010
  • Якушева А. Н. Особенности применения кинезотерапии в коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у пациентов с дорсопатиями поясничного отдела позвоночника: монография / А. Н. Якушева, Е. С. Сабирьянова.  – Челябинск, 2020. –  88 с.
  • Якушева, А. Н., Основы лечебного массажа. Применение висцеро-моторных техник в восстановлении функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата лиц с дорсопатиями: учеб.-метод. издание для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.02 и 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / А. Н. Якушева. – Челябинск: УралГУФК, 2019. – 61 с.
  • Якушева, А. Н. Применение изометрической гимнастики при дегенеративно-дистрофических изменениях позвоночника: учеб.-метод. пособие / А. Н. Якушева. – Челябинск: Титул, 2016. – 43 с.
  • Яроцкая Э.П., Федоренко Н.А.       Точечный массаж и иглотерапия    М.: Эксмо, 2009
  • EBSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний – http://search.epnet.com
  • http://elibrary.uralgufk.ac.ru/ – электронный каталог библиотеки УралГУФК
  • Журнал Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. – Режим доступа:     http://www.sportmed.ru/journal.html.
  • Научно-практический журнал «Лечебная физкультура и спортивная медицина».  – Режим доступа : http://lfksport.ru/archive/.
  • Онлайн-журнал «Healthy Nation (Здоровье нации)». Медицинская реабилитация.  Режим доступа: http://www.healthynation.ru/pdf/issues/hn_okt_12_03_10.pdf
  • Онлайн-журнал «Реабилитация». – Режим доступа: http://www.farosplus.ru/index.htm?/reabil/reabil_base.htm.
  • Электронные медицинские книги. – Режим доступа: http://www.sportmedicine.ru/books.php

2.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Практические занятия проводятся в оборудованных кабинетах массажа в форме имитации рабочих мест в образовательном учреждении.

Дисциплины, предшествующие данному модулю:

-Биология, Химия, Физика (школьный курс)

— -Анатомия и физиология человека,

-Психология,

-Основы латинского языка с медицинской терминологией,

-Гигиена и экология человека.

Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения дисциплины «Классический массаж»

Текущий контроль в форме:

— решения ситуационных задач;

— решения профессиональных задач;

— разрешения конкретных ситуаций;

— решение тестовых заданий;

— наблюдение в процессе учебной деятельности.

Дифференцированные зачеты.

Зачеты по каждому разделу «Гигиенические основы физической культуры»

Квалификационный экзамен по модулю.

Разработчики:

к.б.н., преподаватель                                                                       Якушева А. Н.

секретарь ООО УЦ «СОФТ»                                                        Леонтьева Д. А


[1] Компетенции формулируются как во ФГОС (особое внимание к ОК 06, ОК 11.

[2]Приведенные знания и умения имеют рекомендательный характер и могут быть скорректированы в зависимости от профессии (специальности).